В нашем регионе любые изменения экологической обстановки заметны сразу. Жители Владивостока, живущие у моря, не могут не заметить изменение цвета воды, появление плёнок на её поверхности и неприятного запаха. Это вызывает у них закономерный интерес. Нашим Центром постоянно ведется работа по оповещению научных организаций и населения, создан центр мониторинга «вредоносных цветений».

«Цветение» воды — это явление, признанное во всем мире стихийным бедствием. Вся северо-западная часть Тихого океана имеет долгую историю токсичных «красных приливов», вызванных массовым развитием видов рода Alexandrium и оказавших негативное влияние как на морские экосистемы, так и на здоровье людей. На Дальнем Востоке России «цветение воды» как вид экологической катастрофы впервые отмечен на побережье Камчатского края. Первый в России случай отравления моллюсками, завершившийся смертью двух человек, был зафиксирован еще в середине ХХ в. во время обширного «красного прилива» в Беринговом море между мысами Наварина и Олюторским (1968 г.). Несколько позже, в августе 1973 г., отравление мидиями, собранными во время «красного прилива», привело к гибели двух человек в Петропавловске-Камчатском. В конце ХХ в. обширные «красные приливы» у тихоокеанского побережья Камчатки и у западного побережья Берингова моря отмечались регулярно.

Представители рода Alexandrium (Dinophyta) являются одними из самых актуальных для исследований видами, так как многие виды этого рода являются продуцентами паралитических токсинов.

Alexandrium pseudogonyaulax (Biecheler) Horiguchi ex Yuki et Fukuyo, 1992

Длина клеток 32.5–50 мкм, ширина – 37.5–62.5 мкм. Диаметр цист – до 80 мкм. Вид A. pseudogonyaulax, вызвавший «цветение воды», вырабатывает фикотоксины гониодомин А (goniodomin A, B), который токсичен для беспозвоночных и может накапливаться в тканях рыб-бентофагов.

Обычен в Японском (зал. Петра Великого) и Охотском (у северо-восточного побережья Сахалина и в зал. Анива) морях, как правило, при низких концентрациях. По опубликованным данным, максимальную его численность (5.6 тыс. клеток/литр) наблюдали в зал. Петра Великого в августе при температуре воды 23.7°С. По неопубликованным мониторинговым данным, в июле 2020 г. численность этого вида в планктоне Амурского залива превышала 1 миллион клеток/литр, что является «цветением». Однако масштабы того цветения были незначительными. Цветение этого года сравнимо с предыдущим по уровню концентрации клеток A. pseudogonyaulax, но значительно превышает по площади.

Alexandrium pseudogonyaulax

На снимке: Вегетативная клетка  (поменьше и потемнее) и покоящиеся (больше, светлее, круглее) Alexandrium pseudogonyaulax. Фотография М.С. Селиной.

«Alexandrium pseudogonyaulax был описан из Средиземного моря в 1952 г., но в последние 30 лет его начали регистрировать по всему свету. В 2001 г. его нашли в Японском море наши альгологи. Для побережья Европы это один из самых массовых видов александриумов, вызывающий цветение вод. Для него не была отмечена выработка сакситоксина, но он содержит другой токсин — гониодомин А. В заливе Петра Великого этот вид никогда не вызывал цветения, и оптимальным для него температурным диапазоном были 20,3–23,7 градусов», — рассказал в своем журнале (https://olnud.livejournal.com/428500.html) доктор биологических наук Алексей Викторович Чернышев.

«Вода в заливе Петра Великого ещё не достигла 20 градусов, поэтому непонятно, почему тепловодный Alexandrium pseudogonyaulax решил внезапно размножиться. Можно предположить, что длительные дожди смыли в залив много органики, но при этом сильно не опреснив море, что способствовало этому феномену. Поскольку у этой водоросли не регистрировались особо опасные токсины, то массового мора не будет. О влиянии гониодомина А на человека и позвоночных вообще я не нашел сведений — отмечают только, что этот токсин имеет хорошую противогрибковую активность», — добавил учёный.

Особенностью жизненного цикла динофитовых водорослей, в том числе представителей рода Alexandrium, является формирование покоящихся стадий (цист), которые способны сохраняют жизнеспособность в морских осадках длительный срок (до 100 лет), до наступления благоприятных для прорастания условий. Динамические системы большинства прибрежных районов, подверженных воздействию “красных приливов”, характеризуются сложными схемами циркуляции водных масс, поэтому цисты микроводорослей, образующиеся в результате “цветения”, осаждаются не только в зоне “цветения”, но и переносятся далеко за её пределы.

Таким образом, цисты могут инициировать цветение микроводорослей не только в местах залегания. Выход цист на поверхность морских осадков в подходящих для прорастания условиях возможен как по естественным причинам (например, при биотурбации), так и в связи с антропогенными факторами. А в формировании «цветения» играет роль целый комплекс гидрологических и метеорологических факторов, что делает невозможным точное прогнозирование данного явления.

Очевидна необходимость слаженной работы государственных служб и научных организаций для своевременного обнаружения появления и развития вредоносных водорослей и мониторинга морских фикотоксинов в целях обеспечения токсикологической безопасности населения, предупреждения экономического ущерба и формирования конкурентоспособного и гарантированного рынка сбыта производимых в регионе морепродуктов.


Информация предоставлена руководителем ЦКП "Морской биобанк" Т.В. Морозовой.